В Московском музее современного искусства зрителю предлагают побыть богом

фото: ru.wikipedia.org

Такой вид искусства, как инсталляция был хорошо распространён в постмодернистской культуре. Его создателями были сюрреалисты и в частности Марсель Дюшан, отличавшийся авангардным подходом к творчеству и окружающему мир. В отечественной среде отцом этого жанра принято считать Илью Кабакова, он же ввёл такое понятие как «бытовая инсталляция». Позже, с развитием технологий появились видеопроизведения, созданные при помощи экранов и видео-эффектов, а так же световые инсталляции, в которых вообще отсутствовали какие-либо материальные объекты. Сегодня же инсталляция все еще редкость для московского сегмента современного искусства, поэтому одна из целей выставки- показать этот непростой жанр максимально концентрировано.

Сама художница преследует идею взаимодействия между произведением и зрителем, стирая тем самым границы восприятия.

У инсталляции больше возможностей воздействовать на зрителя, ключевым моментом является прямая вовлечённость в пространство произведения искусства. Посетитель не смотрит на картину – он уже становится частью этого произведения. Вдохновение для свои работ Дементьева черпает из классической литературы и кинематографа — Достоевский Тарковский, Хичкок. С помощью новейших технологий художник поднимает вопросы страха, желаний и их последствий, влияния их на человека. Одной из самых обширных по количеству задействованных человек является интерактивная инсталляция 2009 года, Drama House. В ней участвует девятнадцать профессиональных актеров. Художница убирает «четвертую стену» и позволяет зрителю стать практически богом, от действий которого зависят судьбы всех жители европейского дома. Стоит лишь нажать на звонок, выбранной квартиры. Помимо того, что дом представлен в натуральную величину, в каждом из восьми окон проживают люди из разных слоёв общества, обеспеченный средний класс соседствует с люмпенами, наркоманами и мелкими бандитами.

Развязка зависит от количества и последовательности нажатий на тот или иной звонок. Частенько, заглядывая в освещённые окна мы становимся лишь наблюдателями чужой жизни, а Drama House наделяет нас рычагами влияния на судьбу людей, живущими в этих окнах.

Вы можете не понимать ни сюрреализма, ни инсталляции, но эта выставка принесёт вам удовольствие. Почему? Потому что это искусство, а любое искусство должно заставлять ощущать, чувствовать и вызывать эмоции у зрителя. Ведь и картины, написанные художниками, мы тоже воспринимаем субъективно, каждый по-своему. Просто новое, ещё не изученное и не описанное направление всегда не понятно. Как сказал об инсталляции Илья Кабаков: « Это как ощупывание слона слепыми. Один, трогая хвост, говорит, что слон — длинный и тонкий. Другой, трогая кожу, говорит, что он шершавый. Третий говорит, что он мокрый, коснувшись конца хобота. Никто не знает, что это такое в целом». А ведь, чем непонятней, тем интересней, согласитесь, гадать, что же хотел нам донести автор.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.