фото: Геннадий Черкасов
В конкурсе участвуют 126 артистов балета и 30 хореографов и страсти на Новой сцене разгорелись не детские, атмосфера наэлектризована до предела, обстановка нервная и напряженная.
На жеребьевке питомец Московской академии русско-японский танцовщик Чино Марк вытянул номер 1. И его первое, и заметим блестящее выступление задало тон всему конкурсу… На I туре он уверенно станцевал вариацию Франца из балета «Коппелия», стильно и со вкусом показал вариацию принца Дезире из «Спящей красавицы». На втором вариацию принца Зигфрида и в качестве современного отличный номер «Парик» хореографа Александра Рюнтю с аллюзиями на «Бога танца» XVIII века Огюста Вестриса. Волшебный пудренный парик с косичкой, какие носили в XVIII веке заставляет танцовщика выделывать головокружительные па, а упав на сцену самовольно движется преследуя исполнителя… Когда-то на первом московском конкурсе с номером «Вестрис» победил, тогда еще со всем молодой Михаил Барышников. Теперь на сцене новый Вестрис и шансы на победу у него очень хорошие…
— Открывать конкурс, выступать вообще самым первым, для тебя было волнительно? – спрашиваю я Марка.
— Так получилось, что не особо. Вначале я конечно испугался, а потом станцевал и понял, что это даже удобно, потому что разогрелся и сразу же не остывая начинаешь танцевать!
— То есть ты спокоен как самурай? Совсем не боишься?
— Немножко есть. Но на адриналине мне показалось даже лучше выступать.
Другой питомец московской Академии Денис Захаров резко выделяется на конкурсе от других участников. Музыкальность его исполнения, потрясающая органика, уникальные данные, красивая фактура, редкая индивидуальность – все делает его не похожим ни на кого другого и в классике и в современном репертуаре. Уроженец Уфы, всего третий год обучающийся в московской академии, куда он перешел из уфимского хореографического училища, только за один этот учебный год он стал победителем сразу четырех конкурсов. Он один из главных конкурентов Чино в борьбе за золотую медаль по младшей группе…
— У мня есть мечта стать танцовщиком, мечта быть на сцене, мечта исполнять свои роли, красочные и контрастные — рассказывает мне Денис. — Я ведь еще в детстве пародировал каких-то персонажей… Из «Лебединого озера» Ротбарта, например. Мне нравилось очень… Начинал, что то там делать… Это конечно были детские шалости. Мне нравилась просто эта массивная музыка, я сразу представлял, как я выхожу на сцену. Вот эта глубина роли, значимость… Я считаю, что здесь труд, которым мы занимаемся, оценивается более честно, чем например в бальных танцах, которыми я занимался до балета. У меня это пятый конкурс уже. Я, если не считать бальных танцев, на конкурсах с 17 лет…
Ученицы училища «Гжель», которое выставило на конкурс аж 4 человек, тоже оказались девушками не робкого десятка. Уверенности им придало участие в конкурсном движении. Представители этого училища нередко на других, правда менее значимых конкурсах чем этот, получали призовые места. Кроме того, с волнением им помогает справится участие зрительного зала…
— Наверное, я даже больше переживаю на репетициях, а когда я уже должна выступать, то внутри хорошо себя чувствую. Нет такого сильного волнения. Ведь порой волнуешься так, что до слез просто, даже начинает трясти. А когда выходишь на сцену, можно сказать, что просто «кайф» – говорит мне Екатерина Клявлина, 17 летняя участница московского конкурса, уже успевшая на «Арабеске» имени Екатерины Максимовой, будучи самой юной участницей получить серебро.
На XIII Московском международном Екатерина Клявлина покорила зрительный зал и специалистов своей Сильфидой, а в первом туре сразила своей принцессой Флориной. Юная принцесса из огромного множества Флорин, танцевавших на конкурсе эту вариацию, была столь убедительна, что вызывала уверенность, что она то уж, в отличии от многих , прочитала эту сказку мадам Мари-Катрин д’Онуа и понимает кто такая её героиня.
— Да, я специально, готовясь к конкурсу прочитала сказку и она мне очень понравилась. Это помогало как-то почувствовать образ…
В старшей возрастной категории финский национальный балет на конкурсе должна была представлять красивейшая пара – 23 –летняя китайская танцовщица Сунь Имэн, солистка этого театра, и его премьер Сергей Попов. В Хельсинки у них сумасшедший успех. К тому же Имэн приехала в Москву имея за спиной победы на престижнейших международных соревнованиях – в Хельсинки и в Лозанне, но, к сожалению на конкурсе она выступает одна… Сергей Попов получил небольшую травму и согласился ее сопровождать только в качестве педагога и его педагогический дебют заслуживает специального приза, настолько хороша Имэн.
— Почему вы решила ехать на московский конкурс? Золото в Хельсинки у вас уже есть, в театре вы танцуете ведущие партии, – спрашиваю я Сунь Имэн.
— Мне 23 года, я еще молодая танцовщица, очень хочу развиваться и считаю, что это очень хороший шанс реализовать себя, развить свой потенциал, посмотреть, как работают другие участники, набраться опыта и развиваться дальше. К тому же в Пекине, где я училась в Пекинской танцевальной академии, у меня были русские педагоги и мне очень нравится русский балет. Я всегда мечтала, хотя бы побывать, а не то что станцевать в Большом театре. А здесь представилась возможность, выйти на эту историческую сцену, где танцевали все великие русские балерины и почувствовать, что это такое – станцевать на ней.
Если сравнивать выступления участников, то младшая группа на конкурсе оказалась интереснее старшей. Отметим еще и Карлиса Цирулиса из Латвии, бразильца Виктора Гонкуавеса Кайшета, одну из самых юных участниц на конкурсе 15-летнюю Алесю Лазареву, тоже воспитанницу «Гжели»… Все они конечно прошли в III тур
А вот самого юного участника конкурса 14-летнего Ивана Сорокина из Сыктывкара в списке прошедших в III тур не оказалось. А за него переживал весь зал… Но как объяснил МК ответственный секретарь конкурса Сергей Усанов, в III тур он все-таки прошел, а в списках его не оказалось потому, что он настолько не рассчитывал выйти в финал, что не подготовил для III тура вариацию и уже купил обратный билет. Тем не менее талантливого парня заметили и по слухам уже успели пригласить обучатся в Московскую или вагановской академии. Так что он теперь может выбирать…
Из «реально» выбывших после II тура по старшей группе, можно сожалеть о представителе Московской академии Григории Иконникове, аргентинце Лучиано Перотто, его партнерше Феличии Русу, албанце Меркури Ариэле, Иване Титове, Анне Марковой и некоторых других. По сообщению Сергея Усанова, для того чтоб пройти в третий тур им не хватило буквально долей баллов. А Иконникову и Перотто, учтем, только-только исполнилось 19, они даже еще не получили дипломы учебных заведений в которых обучались, и в то время как их одноклассники соревновались по младшей группе, им приходилось вступать в поединок с гораздо более опытными и закаленными танцовщиками, нередко являющимися ведущими солистами различных трупп. Так что, думается, в условия конкурса пора вносить некоторые коррективы…
Всего по младшей группе в III тур прошло 19 участников (к началу конкурса было зарегистрировано 52 человека), по старшей 20 (к началу конкурса было зарегистрировано 74 человека).
Если характеризовать выступления в старшей возрастной категории, то там все было менее захватывающе, чем у «маленьких». Лидеры выявились с самого начала (Эрнест Латыпов, Екатерина Чебыкина, Эвелина Годунова, Бактияр Аджаман, Джой Вомак, Никита Ксенофонтов, Сунь Имэн, Александр Омельченко, Ли Сангмин и некоторые другие) и даже уже можно с большой гарантией предположить кто будет в числе победителей. Однако конкурс есть конкурс, все еще может случиться, так что не будем гадать «на кофейной гуще» и назовем лучше победителей не гипотетических, а реальных… Ведь результаты конкурса хореографов стали известны вчера ночью…
Итак, золотыми лауреатами конкурса оказались Вен Сяочао (Китай) и Зунига Хименес и Эдуардо Андреса (Чили), они поделят между собой денежный приз размером в 30 тыс. долларов. Серебро и 25 тыс. долларов разделили между собой и российские хореографы Андрей Меркурьев и Нина Мадан, а бронзу и 20 тыс. китайцы Лю Тхинтхин и Чен Лун. 3 дипломами и 10 тыс. долларов премировали еще троих россиян, Александра Рюнтю, Кирилла Радева и Александра Могилева.
Но до объявления результатов, еще на дневном просмотре на конкурсе хореографов случился скандал. Под занавес неожиданно, когда жюри еще не успело уйти, на авансцену вышел хореограф Дмитрий Антипов и пытаясь перекричать диктора объявляющего о завершении дневного просмотра, сказал, что его отстранили от участия в конкурсе, и он просит зрительный зал и жюри разрешить ему и его партнерше, прима-балерине Кремлевского балета Наталье Балахничевой все же выступить. Не смотря на поддержку зрительного зала жюри осталось непреклонным и выступление так и не состоялось.
По горячим следам обозреватель МК сумел опросить разные стороны конфликта и выяснить его суть. Оказалось, что по условиям конкурса на нем не могут быть представлены уже исполнявшиеся где-то, хотя бы и один единственный раз, номера. Они должны быть сочинены специально для конкурса, причем жюри их заранее не отсматривает, чтобы не иметь о них предварительного впечатления. До Антипова от участия в конкурсе, по причинам того что, номера, которые должны были показать на нем уже исполнялись ранее, уже было отстранено 2 других хореографа.
Во время просмотра первого отделения в номере «Человек воздуха» исполнявшегося Дмитрием Антиповым один из членов жюри опознал отрывок из уже виденного им до этого балета на фестивале «Стерх». Хореограф аргументировал свое выступление тем, что он изменил сочиненную им ранее хореографию специально для конкурса. Однако поскольку вся концепция номера (хореография на «Болеро» Равеля» была поставлена под впечатлением от картин знаменитого сюрреалиста Рене Магритта), музыка и костюмы остались неизменными жюри приняло решение не просматривать положенный по условиям второй номер конкурсанта.
Большинство же номеров представленных на конкурсе оказались на редкость скучными, неинтересными и такими однообразными, как будто были сделаны под копирку одним и тем же хореографом. Зачастую это был просто набор движений без всякого содержания, важно названный как «Вознесение», «Игры разума», «Путь», «О сокровенном», «Через невзгоды» и т.д. Другая крайность – наличие содержания и бледность хореографии, как в номере Дмитрия Залесского «Танцы с другом», где кроме двух мужчин и одной женщины в наличии имелась еще и искусственная собака.
Даже названия у разных хореографов были одинаковые… Так, на конкурсе было показано два «Мотылька», две «Адаптации» и особенно много номеров на алкогольную или наркотическую тематику («Пятница», «Гнет», «Триумф вдовы Клико», «Пикассо. Любительница абсента»), а так же на тему Смерти, которая неизменно являлась под маской («Когда смерть разлучит нас», «И вот спускается ночь», «Нуар»).
Впрочем, иные из номеров все же были отмечены печатью таланта и оригинальностью. К ним прежде всего отнесем никак жюри не отмеченные номера таких ярких хореографов как Никита Иванов («Пятница» и «Власть»), Алексей Бусько («Гнет», «Отпусти»), Илья Живой («Silizium»), Анна Герус («Вещь»). А так же отмеченные дипломом номера хореографа Александра Рюнтю («Парик», «Глазами скульптора»), премированные «серебром» номера Нины Мадан («Чайка Джонатон», «Равновесие ртути») и номера «золотых» лауреатов фрилансеров из Чили Хеменеса Зуниго и Андреса Эдуардо («Кинжал», «Архипелаг»).
Сразу после объявления имен победителей я побеседовал с одним из участников чилийского дуэта Хеменесом Зуниго:
— Сейчас я в таком шоковом состоянии! Мы приехали сюда чтоб просто хорошо провести время, получить удовольствие… Но узнать, что мы победили для нас просто невероятно! Мне очень нравится музыка на которую мы сделали номер «Кинжал» и я просто поставил собственно все то, что было в этой музыке. А вторая вещь – «Архипелаг», для меня совершенно особенная. Она о моих трех сестрах и моей матери, которая ушла от нас недавно. Это как бы благодарность этим женщинам от меня и рассказывает об взаимоотношениях, которые они все пережили. Я очень рад, что номер понравился, потому что в начале я думал, что он всем придется не по вкусу. Но нас прекрасно поняли!