фото: Геннадий Черкасов
Коммерческое предложение о возможном участии в развитии украинской газотранспортной системы итальянская Snam направила Киеву еще осенью прошлого года. Другим иностранным инвестором, который выступил с аналогичной инициативой, стала словацкая Eustream. Как тогда заявил глава «Укртрансгаза» Игорь Прокопив, обе компании интересовались исключительно магистральными газопроводами. «Выполнение этого условия технически и организационно возможно. В таком случае будет два «Укртрансгаза». Один транзитный, магистральный, а второй — внутренний», — отметил Прокопив.
Главным условием, которое Киев поставил перед потенциальными партнерами по этому проекту, являлись гарантии загрузки украинских ГТС «голубым топливом». «Все остальное мы можем сделать сами: и обслуживать, и эксплуатировать, и модернизировать. Основная задача: сохранить загрузку ГТС, возможно, увеличить ее, добиться новых потоков, новых коридоров. Это было бы самым главным вызовом», — уверял тогда Прокопив.
Беспокойство о масштабной загрузке труб необходимым сырьем возникло неспроста. По сути, единственным внешним пользователем магистральных газопроводов Украины является Россия. По этому маршруту «Газпром» экспортирует топливо в европейские страны. Однако в 2019 году истекает российско-украинское соглашение об эксплуатации этой линии нашей стороной. К тому времени «Газпром» планирует завершить строительство нескольких веток новых экспортных трубопроводов, ориентированных на Европу, — «Северный поток — 2» и «Турецкий поток». Реализация этих проектов позволит России отказаться от ненадежного транзита через Украину. И как не хвастались власти Незалежной, что смогут выйти из положения и найти иные источники «голубого топлива» для заполнения своих труб, пока конкретных договоренностей им так и не удалось достичь.
Теперь же Киев получил такое обещание — помимо инвестиций в $2 млрд, Snam посулил загрузить украинскую газотранспортную систему, если «Газпром» после 2019 года прекратит транзит своего сырья в европейские страны.
По словам экспертов, поддержка зарубежных инвесторов в вопросе наполнения украинских ГТС является положительным фактором в вопросе сохранения дееспособности этого объекта в будущем. Snam считается одной из крупнейших газотранспортных компаний Италии и располагает подразделениями в других странах. Eustream также является уважаемым игроком европейского газового рынка и ключевой газотранспортной компанией в Словакии.
Вместе с этим, несмотря на определенные сдвиги в процессе налаживания отношений Киева с иностранными энергетическими партнерами, еще рано говорить о спасении украинской ГТС. В частности, Snam, играющая главную роль в тандеме с Eustream, уже давно и тесно сотрудничает с Россией. Осенью прошлого года ее главный исполнительный директор Марко Альвера посетил Санкт-Петербург, где провел встречу с председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером, на которой обсуждались перспективы развития европейской газовой инфраструктуры и потенциальные направления сотрудничества. Кроме того, Snam предложила «Газпрому» воспользоваться Транс-Адриатическим магистральным газопроводом для поставок сырья на европейский рынок. Поэтому, не исключено, что итальянцы, обещая Киеву «золотые горы», в будущем выступят неким «троянским конем» и после получения доли в украинском совместном предприятии станут действовать в интересах российского концерна.
Правда, существуют определенные сомнения в инвестиционном потенциале Snam. В 2007 году она наряду с другой итальянской нефтегазовой компанией Eni, которая на тот момент владела контрольным пакетом Snam, была заподозрена в намеренном искажении информации о количестве поставок газа на внутренний рынок Италии с целью снижения налоговых выплат и завышения цен на сырье для потребителей. В результате от Snam и других газовых трейдеров, замешанных в этом скандале, потребовали возместить потребителям около 2 млрд евро за каждый год, когда выставлялись завышенные счета. Это было одной из причин, по которой Eni подала 30% акций Snam. Так как ранее Snam пользовалась финансированием Eni для оплаты своих кредитов, после этой сделки она осталась должна бывшей материнской компании более 11 млрд евро. Публичных заявлений о погашении этих обязательств сделано не было, поэтому есть вероятность, что часть задолженности так осталась висеть на Snam.
В любом случае, даже получив в партнеры итальянскую и словацкую компании, вряд ли Киев перестанет зависеть от российского газа. Львиная доля «голубого топлива», которым оперируют Snam и Eustream, имеет российское происхождение. Другого сырья для заполнения украинской газотранспортной системы сейчас нет. Не появится оно и к 2019 году. Мощность того же Транс-Адриатического газопровода, который предполагается пустить в эксплуатацию к этому времени, составит лишь 10 млрд кубометров. Для сравнения, транзит «Газпрома» через территорию Незалежной в прошлом году превысил 80 млрд кубов.
Кроме того, есть основания полагать, что получив контроль над украинской ГТС, зарубежные партнеры Киева продолжат как и сейчас продавать российский газ Украине по завышенным ценам и «Нафтогазу», который давно находится в незавидном финансовом положении, придется переплачивать за это сырье по $2-4 млрд в год.