Эксперты: ОПЕК потерял способность влиять на нефтяные цены

фото: ru.wikipedia.org

Партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин:

«Радоваться нечему. В отличие от других представителей ОПЕК Иран не собирается закрывать свои скважины. В свою очередь, Ирак декларирует, что будет продолжать добывать «черное золото» на нынешнем уровне, чтобы закрыть нужды внутренних потребителей. Соединенные Штаты говорят о неготовности сокращать производство сырья. Норвегия, не входящая в ОПЕК, но являющаяся крупным производителем углеводородов, утверждает, что не в ее интересах снижать мощности. Казахстан, конечно, присоединяется к соглашению, но просит сохранить увеличивающийся транзит по каспийскому трубопроводному маршруту.

Другими словами, нас ждет отрытое нарушение этих договоренностей со стороны основных участников соглашения о заморозке добычи. Это словесные интервенции, говорящие о том, что спрос превышает предложение. Каждый будет решать сам, соответствовать им или нет.

На «бумажном рынке» — рынке инвестиций долговых обязательств — цены снизятся. Это будет первый отголосок эйфории от заключения соглашения на уровне ОПЕК. Ждать значимого повышения цен на нефть не стоит.

Саммит ОПЕК — не более чем словесная интервенция. Просто на другом, более серьезном уровне, нежели заявления отдельных министров. Все крупные добывающие страны хотят сохранить цену на нефть в районе выше $50 за баррель. Рыночные обстоятельства говорят в пользу этого, однако игроки рынка продолжают действовать в необходимом для себя ракурсе.

Для России поддержание цены на уровне в $50 — это цель. Это выше заложенных в бюджет показателей. Для Саудовской Аравии целью становится поддержание стоимости своих национальных облигаций, в которые вкладывают средства заинтересованные в сырье инвесторы.

На это реагирует «бумажный» рынок, оборот которого в денежном выражении превышает физический объем производства сырья в 35 раз. «Бумажный» рынок — это деривативы, контракты, по которым стороны получают право или берут обязательство выполнить некоторые действия в отношении базового актива. Он зависит от массы событий, приводящих к резким колебаниям цены. Это пожары, наводнения, землетрясения, неурожаи, перепроизводство. Нельзя назвать это спекуляцией. Каждый видит: есть тенденции к падению стоимости финансового инструмента — нужно страховать существующую цену на более высоком уровне. Для этого существует целый ряд инструментов: фьючерсы — обязательства поставки в определенный период, опционы — право, но не обязанность поставить товар, форвардные контракты — продажа физического объема в определенном будущем.

Венские саммиты на время поднимают цены и способны приносить экспортерам и импортерам сырья некоторую уверенность. При нынешнем раскладе для поставщиков углеводородов картина на ближайшие полгода может оказаться неблагоприятной. В любом случае спрос не поспевает за уровнем добычи, поэтому необходимо готовиться даже в летнее время к затовариванию рынка и если не снижению, то удержанию цен на нефть на нынешнем уровне».

Директор Фонда энергетического развития, эксперт по энергетике Сергей Пикин:

«Нельзя говорить, что ОПЕК своими решениями не влияет на ценообразование на мировом рынке сырья. Два года со стороны этой организации такие решения не следовали. Но это не означает, что ОПЕК утратил нить регулирования процесса совершенствования. В конце 2016 года картель принял решение о заморозке добычи. Это стало причиной повышения нефтяных котировок примерно с $40 до $55 за баррель.

Сохранение нынешнего положения в добыче — это компромисс, который необходим всем участникам ОПЕК и остальным лидерам добывающего рынка. Подписавшие этот меморандум участники обещают, что не только не будут добывать указанные объемы сырья, но и не станут поставлять их на мировой рынок.

Тому свидетель общемировая статистика. В этом году прирост потребления нефти на международном рынке составит около 1 млн баррелей. Равновесие между потреблением и потребностью не достигнет баланса, однако движение в эту стороны станет более явным.

К концу этого и началу будущего года можно ожидать повышения котировок «черного золота». Мониторинговая группа ОПЕК будет собираться и отчитываться по этому вопросу постоянно. Соответственно будут и реагировать игроки рынка. Цены на нефть будут поддерживаться на уровне $40–45 в среднем за баррель в этом году и примерно на такой же позиции в 2018 году. Это еще не означает шанс уйти за $60 в следующем году, однако является довольно неплохой предпосылкой.

Есть много шансов добиться более высокого курса рубля. Постоянное кивание на нефтяные котировки, что сейчас делают чиновники, не есть новый способ управления рынком или ценами. Необходимы другие, более кардинальные меры, чтобы люди в стране — как рядовые граждане, так и бизнесмены — чувствовали себя уверенно».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.