Сегодня День работника культуры. Хороший праздник. Культурный. И можно сказать, в какой-то степени святой, поскольку деньги, за которые работали и продолжают работать музейщики, библиотекари, немедийные артисты (прежде всего в российской провинции), а также театральные реквизиторы, бутафоры (молчу про работников клубов, кружков самодеятельности), столь скромны, что этих людей пора причислять к лику святых. Но не об этом сейчас речь, а о том подарке, который в канун профессионального праздника получили, скажем, труженики театров. Министерство культуры РФ опубликовало на своем сайте список экспертной комиссии Общественного совета по вопросам театра. Прочитав его, можно, как в старомодной пьеске, воскликнуть: «Глазам не верю!».
Человеку непосвященному в этом списочке с формальной точки зрения придраться вроде не к чему: в нем, как в Ноевом ковчеге, каждого деятеля по паре.
Скажем, широко представлена возрастная группа — это уважаемые люди 75–80+. И в данном случае возраст (думаем о хорошем) — это опыт, мудрость и дополняющие их качества. Есть в списочном составе совсем неизвестные бойцы совсем невидимого фронта, имен которых никто не слышал. Но это никак не умаляет достоинства завлитов скромных маленьких театров или даже представителя детской музыкальной школы, хотя, казалось бы, где театр, а где музыкальное образование школьников. Но это нам связь не видна, а тот, кто списочек составлял и министру Мединскому на стол положил, видит шире, глубже, патриотичнее.
Имеются в списке и скандальные личности от искусствоведения и профсоюзов — но сегодня куда ж без них? Если грамотно подойти, то в этом можно усмотреть пользу для пиара Общественного совета, который по большому счету мало кто знает. И к тому же этот Совет, если честно, ничего не решает, но… очень хочет влиять на решения Минкультуры и выражать собой общественное мнение. А Минкультура, если кому вдруг не понравятся ее решения, сразу на Совет стрелки переведет: «мы без общественного мнения никуда». И наверняка в бойком рапорте о завершении формирования экспертной комиссии теперь будет честно указано: «в экспертную комиссию Общественного совета вошли и актеры, и писатели, и режиссеры с хореографами да художниками, а также бывшие и нынешние руководители, критики». Всё будет чистой правдой. Но…
А вот теперь неформальный подход к этому списку. Читаем имя председателя — актер, кинорежиссер Николай Бурляев. Почему кинодеятель возглавляет комиссию по вопросам театра — никто не ответит. Да и ни одного спектакля за г-ном Бурляевым не числится. Кинофестиваль числится, а спектакли — нет. И в театре он не играл, но свое мнение, похоже, имеет. И теперь будет с полным правом его озвучивать.
Да чего далеко ходить, буквально на днях и озвучил: надо, говорит, в театрах наших, говорит, ввести художественные советы. Те, кто жил в советское время, аж вздрогнули, потому что знают: были эти худсоветы не чем иным, как идеологическими карающими органами, попортившими жизнь многим достойным художникам. А портили недостойные — новое время показало, кто был кто и кто чего стоил.
Заместителем Бурляева по комиссии стал очень хороший артист Александр Галибин, который как режиссер и снимает, и ставит. Казалось бы, правильное назначение, но есть нюанс: возглавлял театр (драма им. Станиславского, ныне «Электротеатр»), однако не совладал со строптивым коллективом.
Но чем запомнится эта экспертная комиссия, и даже войдет в историю, так это группой товарищей со скандальной Таганки: Сатириади (зам. директора по малой сцене), Рыжиков (актер), Сидоренко (актриса). Кто не знает, поясняю: именно эти люди выгнали Юрия Петровича Любимова из его театра, заведя весь коллектив на бесконечные собрания и позорные судилища. Именно они после ухода из театра, а потом и из жизни Мастера, продолжают судиться со всеми новыми назначенцами на Таганке, в данный момент с его последним директором, Апексимовой. Спрашивается, а когда же работают эти люди, когда выходят на сцену? Работают все больше в судах, заседают с важным видом в комиссиях и теперь с пылом борцов будут еще и экспертировать да указывать другим театрам, очевидно, на традиции, на истинные ценности.
И вот какая картина вырисовывается: общественное мнение от имени общественности и по поручению Минкульта среди нескольких уважаемых и дельных профессионалов (народный артист СССР Олег Басилашвили, основатель театра им. Андрея Миронова Рудольф Фурманов, маг театрального костюма Виктория Севрюкова, другие лица) представлять будут люди с подозрительной репутацией, или мало реализованные, или вовсе не состоявшиеся на своем месте. Или так четко выражающие свою идеологическую позицию, что она до неприличия подозрительно совпадает с идеологической доктриной нашей ведущей партии и власти.
В общем, неуклюжий подарок получили и министр культуры, которого в очередной раз подставили, и деятели культуры, театра к своим профпраздникам — Дню работника культуры и следующему за ним Международному дню театра. Так что всех поздравляю с гордым списком — он себя еще покажет.